Автор – Валентина Воронова
(еженедельник «Золотой Рог» , № 70 (1441), четверг
6.09.07)
На днях в Приморье открывается очередной кинофестиваль «Меридианы
Тихого». Сотни титулованных и не очень гостей прибудут к российским
тихоокеанским берегам на праздник кино. Среди нынешних хозяев фестиваля немного
найдется тех истинных мэтров кинематографа, кто нес мировую славу российской
кинодокументалистики с берегов Тихого океана. А первыми были сценаристы,
режиссеры, операторы, звукорежиссеры, монтажники студии
"Дальтелефильм". Эти люди незаслуженно забыты.
|
Они не научились носить смокинги, двигаться по
ковровым дорожкам фестивалей, заглядывать в глаза спонсорам. Все, что они
умели и умеют - "делать кино", как говорят профессионалы.
Устроителям фестиваля следовало бы первыми вспомнить многих приморцев, которые
внесли значительный вклад в развитие отечественной культуры. Редакция
"ЗР" предлагает читателям встречу с человеком, чье имя внесено во
все мировые справочники документального кино.
Утром он проснулся знаменитым.
Конечно, это был его фильм
"Полтора часа до объятий". Было это в период "доисторического
материализма" - летом 1969-го. Страшно сказать - фильму почти 40 лет, а
его не только смотрят и видят зрители - по нему учатся уже целые поколения
кинодокументалистов.
Старые владивостокцы помнят,
что это было за событие - приход в родной порт китобойной флотилии
"Советская Россия". С утра по радио звучало "Как провожают
пароходы", а город готовился к их встрече. Перекликались суда в бухте Золотой
Рог, тысячи людей устремлялись в порт. Собственно, что это я... А я просто
начинаю излагать сценарий фильма, который на первый взгляд был вовсе без
сценария. Фильм как раз и был о том, что составляет нерв морского города -
время и любовь, надежда и иллюзии, ожидание и обман, верность и встреча. Оставалось
лишь подобрать музыку "Грезы любви" Листа, сделать встречный монтаж
на основе хронологических событий, обеспечив драматургию эмоций, - и фильм
готов. Олег Канищев, режиссер фильма, вспоминает: "До встречи флотилии
оставались не дни, а часы, когда сценарий наконец-то был одобрен худсоветом и
руководством комитета по радиовещанию и телевидению. Я был безмерно счастлив,
вдохновение вело меня.
Я не хочу от вас скрыть главный
момент, единственный, - мои слезы за звукомонтажным столом, когда ночью был
подклеен последний кадр киноленты. Это были слезы потрясения от всепоглощающего
чувства любви, которое бросает людей в объятья друг другу после девятимесячной
разлуки". На премьере рыдали зрители, невольные и вольные участники
фильма, капитаны и старпомы, рыбообработчицы и судовые врачи, жены, дети китобоев,
рыбацкие начальники и министерские функционеры. Фильм без слов - и столько светлых,
чистых слез. Это был фильм-сопереживание, основанный на реальной жизни.
Ищите женщину
Как и следовало ожидать, у
режиссера была муза. Мэтр рассказывает спустя десятилетия:. "В дни
создания фильма "Полтора часа до объятий" я потерял голову от
влюбленности в эту красивую женщину. Вал любви обрушил на меня волну
помешательства. Восторженное, возвышенное
состояние, охватывавшее меня, было не только очевидным фактом влюбленности в
эту женщину. Это было неосознанным мною преклонением перед искусством.
Ее звали Альбина Сергеева.
Серега, как я называл ее, - старший редактор молодежной редакции
Владивостокской студии телевидения. Она разбудила во мне красоту слова,
образности, приобщила меня к анализу сюжетных построений классических новелл.
И, быть может, благодаря ее влиянию у меня со временем прорезался дар сценарного
письма. Любовь наша подверглась сокрушительным
испытаниям и не выдержала их. Я расстался с женой, а моя Серега вышла
замуж за актера Владивостокского драматического театра и уехала в европейскую
часть страны. Спустя десятилетия пришла щемящая весть о том, что Альбиночка
скончалась от сердечной недостаточности. Все, что осталось на память, - ее
чудесные письма и фильм "Полтора часа до объятий".
Формула
успеха
"Формула успеха" -
так назывался один из фильмов Олега Канищева о человеке-легенде, директоре
Владивостокского судоремонтного завода М. Дардыкине. Еще в те далеко
доперестроечные времена Олег Канищев сумел сделать героями своих фильмов не
заказушных персон от власти, а людей, которые были и остаются национальными
героями.
Вы же помните его фильм
"Там, где сходятся меридианы" о капитане флагманского ледокола
"Москва" Л.Ляшко? Вы ведь не могли не видеть его ленту "Анна
Ивановна" - о первой в мире женщине-капитане Анне Ивановне Щетининой. А
документальный фильм "Здравствуй, мама" о погибшем при международном
пограничном конфликте на острове Даманском пограничнике Николае Петрове?
Любой мало-мальски культурный человек Приморья знает канонические произведения
Олега Канищева. На них воспитывались поколения. Не только поколения
кинематографистов, - поколения граждан.
Кто-то выводит формулу счастья, кто-то
формулу любви, кто-то формулу благополучия. Для Канищева Олега Александровича
должна быть была где-то выведена формула успеха, потрясающего успеха от
главного фильма. Формула эта проста, как три рубля, - талант. Талант, он либо
есть, либо его нет, то, что дано свыше. И пусть Олег Канищев говорит о Музе -
на то он и режиссер. У скольких из нас муза была? А триумфа не было, потому что
не было таланта.
Странно только, что у сегодняшних
"заказчиков" не возникает потребность в Олеге Канищеве. Он ведь, в сущности,
из тех профессионалов, кто из любого материала "пулю" сделать может.
В Приморье достаточно вещей, людей и событий, которые достойны руки мастера.
Увы, те, кто определяет содержание культурной жизни края, предпочитают
творческую концепцию "сделайте меня красиво". Поэтому, с экранов исчезли
фильмы - об уникальной природе Дальнего Востока, картины об ученых и их
открытиях, очерки о добре и зле, о вечном и преходящем. Остались "говорящие
головы" глав администраций и их пособников, попов всех мастей и
разбогатевших лавочников. Минимум закадрового текста. Исчезли профессии
режиссера и звукорежиссера. Ремесленники от телевидения и кино скажут:
"Это - не наш формат", скрыв за придуманной ими формулой собственную
бездарность и профессиональную беспомощность.
Когда умер "Дальтелефильм"
Новое кино и телевидение
появилось, когда умер "Дальтелефильм". Предприимчивое руководство в
два счета разметелило уникальную съемочную, звуковую, монтажную, осветительную,
проявочную, ремонтную аппаратуру. Историческое здание федерального значения
было сдано в аренду. Потекли денежки в карман администраторов новой формации.
Труд и талант трех поколений кинематографистов Приморья в одночасье был
предан забвению. Теперь лишь профессионалы помнят имена режиссеров Юрия
Шепшелевича, Альберта Масленникова, Валентина Лихачева, Леонида Сафрошина,
Владимира Патрушева. Многих из них уже нет в живых. А оставшиеся в живых с
неизменной теплотой вспоминают талантливейшего руководителя
"Дальтелефильма" Павла Ильича Шварца - как он умел найти и поддержать
талант!
Олег Канищев с болью вспоминает,
как разрушались творческие группы. А ведь кино не случайно называют коллективным
творчеством.
- Мне очень легко работалось
с операторами Петром Якимовым, Валентином Гринчаком, Михаилом Рыжовым, со
звукорежиссером-самородком Еленой Федорец, с Владимиром Кирилловым. А какие
были монтажницы Лена Старыгина и Тоня Бондаренко! У каждого из них был талант.
Талант был у всех, даже у нашего экономиста Тани Франи - Татьяны Францевны Петровой,
которая чего-то там считала и вычитала в своем кабинете, но была и экспертом,
и товарищем, и советчиком. В сумме мы получали "на выходе"
всесоюзное признание, призы, кубки и грамоты. И были счастливы. Но, оказалось,
и для нас не было ничего вечного.
"Испарились" куда-то наши награды, имевшие не только историческую,
но и художественную ценность.
Даже приз за мой фильм "Полтора часа до
объятий" сегодня у кого-то пылится, наверное, в чулане. Я бы выкупил его.
Есть устойчивое выражение -
непризнанный гений. Олег Канищев - гений признанный, документально заверенный.
Об этом хочется напомнить тем, кто сейчас обустраивает предстоящий фестиваль
во Владивостоке, тем, кто формирует список У1Р-гостей. Мне кажется,
возглавлять этот список должны люди, чьи имена только что были названы. На
кинодокументальных меридианах Тихого именно они - особо важные персоны.
Валентина ВОРОНОВА.